МБОУ Приаргунская средняя общеобразовательная школа
пгт. Приаргунск, Приаргунский муниципальный округ, Забайкальский край, т ул. Губина, 11 (основная школа), ул. Октябрьская, 6 (начальная школа)
  • Консультации

    ПАМЯТКА

    (правила проведения логопедических занятий с ребёнком дома)

    1-заниматься с ребёнком дома ежедневно.

    2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке

    3-время проведения занятий 10-15 минут

    4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение

    5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

    6-все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.

    7-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

    Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

    • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
    • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
    • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
    • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
    • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
    • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
    • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

    Ваш логопед  Наталья Викторовна   

    Как работать со звуком

    • Проговорите звук совместно с ребенком.
    • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
    • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
    • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
    • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
    • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
    • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
    • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
    • Проговорите речевой материал на этот звук.

    Артикуляционная гимнастика

    Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

    Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

    Дыхательная гимнастика

    Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

    Основные  параметры правильного ротового выдоха:

    – выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
    – выдох происходит плавно, а не толчками;
    – во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
    – во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
    – выдыхать следует, пока не закончится воздух;
    – во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

    Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха

    Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.   Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

    Игры, которые  развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!»,  «Поймай звук»,  «Поймай слово», «Исправь меня».

    Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

    Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

    Игры,  которые  необходимо  использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)»,  «Чего не стало?»,  «Измени предложение»,  «Назови ласково».

    Общепедагогические рекомендации

    • СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ
    • Помните: от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психо­логический настрой на весь день.
    • Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивиду­ально. Показатель один - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда вы его будите.
    • Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребен­ком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
    • Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым за­давать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней­тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
    • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его вре­менных неудач.
    • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
    • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исклю­чить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье ат­мосферу радости, любви и уважения.
    • Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось - не раз­дражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
    • Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца.
    • Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обя­занности по обслуживанию семьи.
    • Не наказывайте ребенка трудом!

    •  Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами -это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
    •   Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близ­ким) и к природе.  Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому.
    •   Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
    •    Как можно больше любви к ребенку, как можно больше тре­бовательности к нему.
    •  Давайте делать добрые, хорошие поступки, дети учатся доб­роте у нас.
    •   Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!

    Дорогие родители!

    Ваш ребенок - это Ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше про­должение. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было дос­тойным, чтобы оно не только сохранило все Ваши достоинства, но и преумножило их. В добрый путь!

    Изображения.
    Изображения.

            Консультация для учителей

    «Поговорим о почерке…»

           В наше время около 80% школьников страдают нарушениями нервной системы в той или иной степени.  Следствием таких нарушений зачастую являются нарушение письменной речи, одно из проявлений которой – плохой почерк. Причиной такого почерка может служить нарушение общего мышечного тонуса ребенка ( рука слишком зажата или, наоборот, излишне расслаблена). В связи с этим у многих учеников возникают трудности при формировании почерка. В этом случае следует помнить, что неаккуратное письмо – далеко не всегда следствие нежелания ребенка работать или неуважения к предмету. Для ребенка с нарушением тонуса формирование почерка – очень тяжелый и кропотливый труд, вызывающий быструю физическую усталость. Безусловно, без помощи родителей и учителей ребенку не справиться с этой проблемой. Занимаясь с ребенком чистописанием, необходимо помнить о следующих правилах:

    10 шагов к красивому почерку

    1. Ручная моторика.

    Обязательно делайте с ребенком пальчиковую гимнастику, направленную на разогрев мышц кисти руки перед тем, как приступить непосредственно к письму.

    Ребенок должен научиться координировать движения пальцев, необходимо укреплять мышцы руки. Незаменимыми помощниками являются раскраски, штриховки (только карандашами), спирограф, контуры, обводки.

    2.Нагрузка должна быть дозированной по времени (не более 10-15 минут непрерывной работы).

    3. Комментирование. Необходимо приучить ребенка комментировать свои действия при письме, это позволит задействовать не только мышечные и зрительные, но и слуховые анализаторы, что будет способствовать более быстрой автоматизации.

    4. Эмоции. Нельзя забывать и об эмоциональной стороне. Ребенку очень важно чувствовать свою успешность, поэтому не скупитесь на похвалы. Даже если результат вас не удовлетворяет, но вы замечаете положительную динамику, скажите об этом ребенку, пусть он знает, что его работа дает свои плоды.

    5. Правильная посадка при письме. Сидя за партой, учащийся имеет три точки опоры: спина прямая, опирается на спинку сиденья, ступни ног стоят на полу под углом 90 градусов; локти лежат на парте полностью, не свисая. Между партой и грудной клеткой должно быть расстояние в 1 кулак ребенка.

    6. Ребенок должен правильно держать ручку. Она должна лежать на среднем пальце, ближе к его кончику. Указательный и большой палец должны придерживать ее с другой стороны. Внешнее ребро ладони, мизинец и запястье служат для опоры руки во время письма. В таком положении рука не будет напрягаться и ребенок не будет уставать. Ручка должна быть шариковая, с тонким стержнем. Лучше, чтобы у ручки, в зависимости от нажима, менялась толщина линии. Это поможет ребенку выработать каллиграфический почерк.

    В дополнение к прописям можно использовать тренажер для письма

    Для правильного захвата ручки можно использовать ручку-самоучку как для правшей, так и для левшей.

    7. Наклон тетради. Тетрадь лежит наклонно (у правши влево, у левши вправо), уклон составляет 25 градусов, нижний левый угол страницы должен находиться напротив середины груди.

     

    8. Желание ребенка. Для этого можно создать соревновательный элемент. И, несмотря на то, что для получения хороших результатов необходима требовательность со стороны родителей, обязательно нужно хвалить ребенка за его успехи. Тогда он сам захочет красиво писать и быстрее этому научится.

    9. Основное правило при обучении ребенка письму – ежедневные тренировки.

    10. Используйте специальные прописи. Буквы в них обозначены в виде пунктира. Обводить точки и смотреть, как они превращаются в красивые буквы, нравится многим детям. Кроме того, в прописях для дошкольников и первоклашек есть не только буквы, но и различные палочки, волнистые линии, геометрические фигуры, узоры, картинки. Обводя их, ребенок будет тренировать пальчики и со временем сможет писать красивые буквы на чистом листе, без помощи пунктирных линий.

    Материал подготовила учитель-логопед

    Мироманова Н.В.

    Консультация для родителей

    ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ УЧИТЬСЯ,

     НЕ УМЕЮТ ЖДАТЬ

     И С ТРУДОМ ПЕРЕНОСЯТ СКУКУ

           Я учитель-логопед с многолетним стажем работы и с сожалением констатирую, что наши дети становятся все хуже и хуже во многих аспектах. Налицо снижение социальной, эмоциональной и академической активности у современных детей и в то же время – резкое увеличение числа детей с пониженной обучаемостью и другими нарушениями.

     Всем давно известно, наш мозг податлив. Благодаря окружающей среде мы можем сделать наш мозг «сильнее» или «слабее». Но несмотря на все наши лучшие побуждения, мы, к сожалению, развиваем мозг наших детей в неверном направлении.

    И вот почему:

    1. Дети получают все, что хотят и когда хотят

        «Я голоден!» – «Через секунду я куплю что-нибудь перекусить». «Я хочу пить». – «Вот полка в магазине с напитками». «Мне скучно!» – «Возьми мой телефон».

        Способность отложить удовлетворение своих потребностей – это один из ключевых факторов будущего успеха, это  способность функционировать в состоянии стресса.
      Наши дети постепенно становятся менее подготовленными к борьбе даже с незначительными стрессовыми ситуациями, что в итоге становится огромным препятствием для их успеха в жизни.

        Мы часто видим неспособность детей отложить удовлетворение своих желаний в классе, торговых центрах, ресторанах и магазинах игрушек, когда ребенок слышит «Нет», потому что родители научили его мозг немедленно получать все то, что он хочет.

    2. Ограниченное социальное взаимодействие

         У нас много дел, поэтому мы даем нашим детям гаджеты, чтобы они тоже были заняты. Раньше дети играли на улице, где  развивали свои социальные навыки. К сожалению, гаджеты заменили детям прогулки на открытом воздухе и  технологии сделали родителей менее доступными для взаимодействия с детьми.

    Телефон, который «сидит» с ребенком вместо нас, не научит его общаться., не научит говорить!  У большинства успешных людей развиты социальные навыки. Это приоритет!

    Мозг подобен мышцам, которые обучаются и тренируются. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок мог ездить на велосипеде, вы учите его кататься. Если вы хотите, чтобы ребенок мог ждать, его надо научить терпению. Если вы хотите, чтобы ребенок мог общаться, необходимо социализировать его. Нет никакой разницы!

    3. Бесконечное веселье

         Мы создали для наших детей искусственный мир. В нем нет скуки. Как только ребенок затихает, мы бежим развлекать его снова, потому что иначе нам кажется, что мы не выполняем свой родительский долг. Мы живем в двух разных мирах: они в своем «мире веселья», а мы в другом, «мире работы».

    Почему дети не помогают нам на кухне? Почему они не убирают свои игрушки?

    Это простая монотонная работа, которая тренирует мозг функционировать во время выполнения скучных обязанностей. Это та же самая «мышца», которая требуется для обучения в школе.

    Когда дети приходят в школу и наступает время для письма, они отвечают: «Я не могу, это слишком сложно, слишком скучно». Почему? Потому что работоспособная «мышца» не тренируется бесконечным весельем. Она тренируется только во время работы.

    4. Технологии

        Гаджеты стали бесплатными няньками для наших детей, но за эту помощь нужно платить. Мы расплачиваемся нервной системой наших детей, их вниманием и способностью отложить удовлетворение своих желаний.

    Повседневная жизнь по сравнению с виртуальной реальностью скучна.

         Когда дети приходят в класс, они сталкиваются с голосами людей и адекватной визуальной стимуляцией в противовес графическим взрывам и спецэффектам, которые они привыкли видеть на экранах.
       После часов виртуальной реальности детям все сложнее обрабатывать информацию в классе, потому что они привыкли к высокому уровню стимуляции, который предоставляют видеоигры. Дети не способны обработать информацию с более низким уровнем стимуляции, и это негативно влияет на их способность решать академические задачи.

         Технологии также эмоционально отдаляют нас от наших детей и наших семей. Эмоциональная доступность родителей – это основное питательное вещество для детского мозга. К сожалению, мы постепенно лишаем наших детей этого.

    5. Дети правят миром

        «Мой сын не любит овощи». «Ей не нравится рано ложиться спать». «Он не любит завтракать». «Она не любит игрушки, но хорошо разбирается в планшете». «Он не хочет одеваться сам». «Она ленится есть сама».

    Это то, что я постоянно слышу от родителей. С каких пор дети диктуют нам, как их воспитывать? Если предоставить это им, все, что они будут делать – есть макароны с сыром и пирожные, смотреть телевизор, играть на планшете и никогда не будут ложиться спать.

          Как мы помогаем нашим детям, если даем им то, что они хотят, а не то, что хорошо для них? Без правильного питания и полноценного ночного сна наши дети приходят в школу раздраженными, тревожными и невнимательными. Кроме того, мы отправляем им неправильное послание. Они учатся, что могут делать все, что хотят, и не делать того, что не хотят. У них нет понятия – «надо делать».

           К сожалению, чтобы достичь наших целей в жизни, нам часто надо делать то, что необходимо, а не то, что хочется. Если ребенок хочет стать студентом, ему необходимо учиться. Если он хочет быть футболистом, необходимо тренироваться каждый день.

    Наши дети знают, чего хотят, но им тяжело делать то, что необходимо для достижения этой цели. Это приводит к недостижимым целям и оставляет детей разочарованными.

    Дети меняются в тот момент, когда родители меняют свои подходы к воспитанию. Помогите своим детям добиться успеха в жизни путем обучения и тренировки их мозга, пока не стало поздно.

    Учитель-логопед Мироманова Н.В.

    По материалам психотерапевта Виктории Прудэй

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике